“Genesis” – групповой психокоррекционный тренинг для подростков

Первичная ступень социализации человека – это семья. Для ребенка познание окружающего мира начинается в его семье. Если система родительско–детских отношений в семье ребенка носит аномальный характер, то первые самостоятельные поступки подростка отличаются агрессивностью, конфликтностью, эмоциональной нестабильностью. Другими словами, совершая те или иные действия, подросток реализует
именно тот навык общения, тот стереотип поведения, который присутствует в системе родительских отношений.
Кроме того, подростковый возраст характеризуется обостренным чувством тревоги, беспокойством, раздражительностью, диспропорцией психического и физического развития, агрессивностью и т.д. Это период становления собственного «Я», период поиска моральных ценностей и принципов, период переживания противоречивых чувств, абстрактного бунта, период протестующего характера, период возникновения множества проблем в межличностных отношениях. Его называют критическим, поскольку организм подростка имеет повышенную сензитивность к внешним и внутренним влияниям. Случаи негативного влияния обычно заканчиваются совершением подростками противоправных действий и поступков. И связано это с тем, что подросток не готов самостоятельно ориентироваться в ситуациях выбора и в своем выборе руководствуется не сознательным отношением к миру (оно еще не сформировано), а теми эмоциональным переживаниями, которые связаны с доверием к конкретному лицу. Специфичность возраста как раз и состоит в том, что родители уже не всегда являются авторитетом, тем более такие, которые по тем или иным причинам потеряли доверие своего ребенка.
Исходя из специфики подросткового возраста и практического опыта индивидуального консультирования проблемных подростков, был разработан эффективный метод психокоррекции девиантного поведения подростков. Он заключается в том, что коррекция данного стереотипа поведения базируется на формировании у подростка понятийного уровня мышления и позволяет не только сформировать у него функцию образования понятий, но и помочь ему приобрести навыки оценки своих эмоций, чувств и поступков, что и способствует его научению навыкам регуляции поведения. Задача психолога состоит в том, чтобы научить подростка оценивать и контролировать свои эмоции, свои чувства, свои мысли и желания. С учетом диагностики выбирается то направление, в русле которого будет осуществляться коррекция, а внутри выбранного направления ребенок прекрасно работает самостоятельно. Для него участие в тренинге – это путь познания самого себя, который позволяет ему научиться самостоятельно давать оценку своим поступкам, принимать самостоятельные по возрасту решения, делать осознанный выбор в той или иной ситуации. Другими словами, настоящий психотренинг позволяют подростку приобрести психологическую самостоятельность, обрести веру в себя, он становится нужным самому себе и, самое главное, он раскрывает в себе тот позитивный потенциал, который не смогли увидеть и оценить по достоинству его родители.
В отличие от традиционных методов воздействия на поведение трудных подростков, настоящий тренинг не является таковым. Это не обучение его нормам поведения и не процесс перевоспитания. Отличительными чертами данного метода являются:
*Подросток выступает не в роли объекта воздействия коррекции, а как субъект общения.
*Сама коррекция направлена не на следствие (поведенческий стереотип), а на причины возникновения девиации (процесс мышления и эмоциональный мир подростка).
В ходе тренинга подросток получает ту совокупность знаний о себе, которая в дальнейшем позволяет ему действовать в согласии с самим собой и убеждает его в том, что многое в его жизни зависит от него самого.
Выбор данной проблематики связан с тем, что ребенок является наиболее незащищенной категорией не только в социуме, но, зачастую, и в своей собственной семье. Свое отношение к тому, что происходит в семье, ребенок выразить в силу возраста не может или не умеет. Однако внутренняя позиция в подростковом возрасте уже начинает формироваться, подросток самоопределяется. Если система родительско-детских отношений не удовлетворяет подростка, то он выражает это негативными поступками и действиями, тем самым, пытаясь заявить о себе. Если в семье неожиданно изменяется поведение ребенка, то это сигнал для родителей о том, что они что-то делают не так. И начинать искать причину родителям надо не в психике ребенка, а обратить внимание на свои действия, слова и поступки. Ребенок, по большому счету – это лакмусовая бумага родительско-детских отношений в семье. Агрессивное и деструктивное поведение ребенка – это следствие негативных изменений в отношениях между взрослыми членами семьи. Опыт работы с такими семьями показал, что ребенок в кризисных ситуациях, как правило, остается один на один со своей тревожностью, агрессивностью и непониманием того, что с ним происходит. Рекомендации психолога для родителей, которые хотят только перевоспитать своего ребенка, не являются эффективными. Ребенок же является благодатной почвой для коррекции.

Иллюстрация социальной ситуации развития и психологических особенностей подростков, которые приняли участие в психокоррекционном тренинге:

1. Олег Б. 14 лет. Мать ребенка обратилась по поводу утери эмоционального контакта с сыном. В течение последнего года он стал разждражительным, агрессивным, дерзким. В ходе консультирования выяснилось, что ребенок в течение пяти лет усиленно занимается балетом. В связи с этим он матерью был освобожден от всех забот и обязанностей. Возрастная активность ребенка подавлялась. Даже школьные уроки мать выполняла за него сама. В результате: несамостоятельность, зависимость от матери, несформированность коммуникативных навыков.

2. Вячеслав Ж. 11 лет. Бабушка ребенка обратилась с жалобами на повышенную агрессивность внука, отсутствие у него самоконтроля, побеги из дома, склонность к бродяжничеству. В ходе консультаций стало явным, что сложная семейная обстановка (отсутствие отца, отвергаемость и неприятие ребенка со стороны матери, затяжной конфликт между бабушкой и матерью) привела к ситуации, когда ребенок был предоставлен сам себе. Кроме того, он стал объектом манипуляций в конфликте между взрослыми. Результат: родители решают свои проблемы, а страдают психика и поведение ребенка.
3. Сергей К. 15 лет. Вновь пришедший ученик лицея не находит контакт с учащимися. В поведении ребенка проявляется гиперактивность, нервозность, характерна косвенная агрессия (бросание предметов, топание ногами и т.д.), нетерпимость к внешнему контролю. Из беседы с матерью ребенка выяснилось, что он в прежней школе был отверженным, интереса к учебе не проявлял, педагогам и родственникам подход к ребенку не удалось найти. В результате развитие ребенка происходило хаотично под формальным контролем со стороны взрослых. Отец в процесс воспитания не вмешивался, оправдывая это тем, что бизнес важнее. На момент консультирования мать считала себя виноватой и пыталась компенсировать свои родительские ошибки вседозволенностью.

4. Максим. 7 лет. Обратилась мать по поводу тревожности и дерзости сына. В период консультаций стало ясно, что причиной такого поведения ребенка является конкретное событие в жизни семьи: развод родителей. Данный пример наглядно показывает, как дисбаланс в родительско-детских отношениях в семье влияет на поведение ребенка.

Вся деятельность участников тренинга «Genesis» нацелена на:

1. Формирование у подростков позитивной «Я - концепции».
2. Приобретение подростками способности адекватной реализации своих желаний и чувств в рамках социальной нормы.
3. Развитие у подростков навыков самоконтроля.

4. Осознание подростками реальной значимости самостоятельного выбора в жизненных ситуациях.
Темы психокоррекционного тренинга:

1. «Жестокость».
2. «Риск».
3. «Уважение к себе и окружающим».
4. «Умение прощать».
5. «Общение»: - вербальные компоненты общения
- невербальные способы общения.
6. «Дружба».

Если говорить о процентном соотношении полученных результатов в виде управляемого поведенческого стереотипа, в частности о тех, у кого поведение после участия в тренинге стало самоуправляемое, то:

*25% подростков – на момент окончания тренинга.
*50% подростков – нормализация поведения в течение полугода.
*15% подростков – нормализация поведения в течение 1 – 1,5 лет.
*10% подростков – изменение в поведении в сторону социальной нормы незначительны.


E-mail: pogorelaja@rambler.ru

Hosted by uCoz